Глава сети DNS Дмитрий Алексеев в своём Telegram-канале (18+) рассказал о том, как крупные маркетплейсы использовали налоговые лазейки для роста бизнеса. В частности, он привёл пример Amazon, который долгое время успешно минимизировал налоги в США и Европе, сообщает ИА PrimaMedia.
"Киллер-фича для Amazon на американском рынке — торговля без налога с продаж. В США это налог штата, и для покупателей из других штатов его не начисляли. Логика этого сформировалась ещё в доцифровую эпоху, когда такой сценарий покупки был связан с путешествиями и не вызывал беспокойства у фискальных органов. Но Amazon, используя преимущества информационной эпохи, поставил такую торговлю на поток", — пишет Алексеев.
Компания, базируясь в штате Вашингтон, продавала товары покупателям из других штатов без налога с продаж (6–11%). Это дало Amazon серьёзное преимущество перед конкурентами.
"Фискальные органы заметили утекающие доходы, но в США налоговая сфера крайне инертна. Только к 2017 году лазейку закрыли на федеральном уровне — уже после того, как большинство штатов заставили Amazon платить налоги", — отмечает Алексеев.
В Европе Amazon попытался повторить схему, зарегистрировавшись в Люксембурге с его низкими ставками НДС и корпоративных налогов.
"Но европейская бюрократия — это вам не американская вольница. Довольно быстро махинации были пресечены, и завоевать европейский рынок Amazon не особо получилось", — комментирует глава DNS.
По мнению Алексеева, российские маркетплейсы используют ещё более изощрённые схемы. "У нас маркетплейсы применяют не просто интеллигентный налоговый арбитраж, а весь ушат схемотоза, который только можно придумать. Всё же Amazon ни на одном из рынков не придумал наладить торговлю по схеме только за наличные", — иронично замечает он.
Тем не менее, Алексеев считает, что в итоге, как и в других странах, налоговые лазейки в России рано или поздно закроют.
Напомним, что один из основателей ритейлера ДНС Дмитрий Алексеев бросил вызов маркетплейсам. Долларовый миллиардер из Приморья развернул полемику в соцсетях о растущем дисбалансе между офлайн-торговлей и маркетплейсами, грозящем в итоге ударить по покупателям.