В современном мире наблюдается тревожная тенденция — у детей все чаще выявляют различные речевые нарушения. Ускоренный ритм жизни, чрезмерное использование гаджетов, недостаток живого общения и другие факторы могут негативно сказываться на развитии речи. Специалисты отмечают рост таких проблем, как задержка речевого развития, нарушения звукопроизношения и других аспектов коммуникации. Важно вовремя распознать эти трудности и начать корректирующую работу, чтобы предотвратить возможные осложнения в будущем. Об особенностях своей работы и изменениях в практике, касающихся логопедической помощи детям рассказала логопед, дефектолог и нейропсихолог Никифоренко Мария Юрьевна из Омска в беседе с ИА OmskMedia.
"Свою практику я начинала с детьми, у которых первичны речевые нарушения: общее недоразвитие речи (ОНР), задержка речевого развития (ЗРР), фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФН), фонетическое недоразвитие речи (ФН), заикание. Практически у каждого ребенка была диагностирована дизартрия, что осложняло работу. Дизартрия — это нарушение иннервации мышц. У детей либо слабые мышцы, либо напряжённые. Срок коррекции увеличивается, т.к. ребенку трудно поставить звук, нужно привести мышцы в нормотонус", — поделилась специалист.
Однако, как отметила логопед, за последние полгода в её практике всё чаще встречаются дети с нарушениями высших психических функций (ВПФ), интеллекта и эмоционально-волевой сферы. В таких случаях нарушения речи являются вторичными.
"Также в практике есть ребёнок с тяжёлыми множественными нарушениями развития (ТМНР), в данном случае первичны несколько нарушений: нарушение интеллекта, зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата. При планировании занятий, коррекционного маршрута я совмещаю логопедию, дефектологию, нейропсихологию, педагогику и общую психологию".
Логопед подчеркнула, что сейчас всё реже встречаются дети с исключительно речевыми нарушениями. "Чисто "речевых" детей я сейчас встречаю редко, всё чаще — нарушения ВПФ, поведения, эмоционально-волевой сферы".
Тем не менее, Мария радуется за тех детей, которые приходят на диагностику, и выясняется, что их развитие соответствует возрастной норме.
"А ещё я очень радуюсь, когда ко мне приходит ребёнок на диагностику и оказывается, что у него всё в порядке, развитие соответствует возрастной норме, моя помощь не требуется".
Таким образом, логопедическая практика в Омске постепенно меняется, акцент всё больше смещается на комплексные проблемы развития детей, требующие многопрофильного подхода.