Школьники взялись за головы: обнародован график каникул на 2024-25 учебный год
19:30
Ваши извилины на последнем издыхании, если не покажете результат 7/7 - ТЕСТ
18:30
Долгожданная дорожная "новинка" на популярным перекрестке в Омске
13:44
Приготовить сырники и починить машину — какие задачи решают омичи с помощью видео
13:22
Прокуроры Омска бьют по больнице за экологические нарушения: штраф за медицинские отходы
13:03
Стала известна цена билетов на электропоезд "Финист" от Омска до Екатеринбурга
12:05
Омская область расширяет международное сотрудничество с Кыргызстаном и ШОС
11:57
Двухквартирный дом сгорел из-за электроприбора в Омской области
11:05
Новые правила целевого обучения: омские вузы приняли более 800 студентов
10:36
Омская кондитерская "Сладонеж" запускает двухэтажный цех
10:35
Завершается подготовка к зимнему периоду в Омске - отопление у всех
09:04
За рамки обычных пособий: вот что еще могут получить семьи России - не все знают
18 сентября, 19:30
Вы интеллектуальный титан, если осилите эти 8 вопросов - ТЕСТ
18 сентября, 18:30
Парк 30-летия Победы в Омске ждет масштабное благоустройство за 250 млн рублей
18 сентября, 17:18
Места всем хватит: новая большая парковка появится в крупном районе Омска
18 сентября, 17:16
Омская область расширяет международное сотрудничество с Кыргызстаном и ШОС 11:57
IV Форум глав регионов стран ШОС стартовал в Омске 18 сентября, 10:06
Дмитрий Шалюк назначен новым прокурором Колосовского района Омской области 17 сентября, 14:50
Кадровые перестановки в департаменте архитектуры и градостроительства Омска 17 сентября, 10:20
Крупная отставка в омской мэрии: Дмитрий Зярко уходит на новый пост в Томске 12 сентября, 12:07
Динамика онлайн-торговли в России: Артем Кумпель – о трендах и перспективах 8 сентября, 13:20
Сергей Шишкарёв: На внешних рынках российские компании должны действовать вместе 7 сентября, 06:30
В Омске открывается новый большой ТЦ 6 сентября, 13:20
Омский аграрный центр приобретает бункер для корнеплодов за 4,2 миллиона рублей 5 сентября, 11:07
Открытие Центра народной дипломатии ШОС в Омске 2 сентября, 17:00
Цены на бензин в Омской области взлетели 2 сентября, 08:39
Кадровые перестановки: в УФСИН по Омской области новый начальник 2 сентября, 07:53
В Омске продают нефтеперерабатывающий завод: цена упала в 3,5 раза 30 августа, 15:28
Александр Ряполов переизбран главой Москаленского района Омской области 30 августа, 15:09
Омский завод "ВНИМИ-Сибирь" продолжит работу после вмешательства министра 30 августа, 06:33

Символика образов в омской скульптуре Александра Капралова - о чем говорит автор

Его творческим кредо стало выражение идеи движения в искусстве и развития жизни, их противоречивые взаимоотношения
"Весы Бытия",  скульптура А.Капралова Панфилова Валерия, ИА OmskMedia
"Весы Бытия", скульптура А.Капралова
Фото: Панфилова Валерия, ИА OmskMedia

Жизнь и творчество омского художника Александра Капралова — яркий пример для людей одержимых идеями. Идеи — это способности, с которыми человек приходит в мир. Правда, у одних людей они ярко выражены, а у других наоборот. Первые круты нравом, вторые скромнее. Александр Капралов человек из первого ряда одаренных. Про таких еще говорят: самородок. Они все делают по-своему. Становясь на ноги, демонстрируют то, что люди не видели. Его творческим кредо стало выражение идеи движения в искусстве и развития жизни, их противоречивые взаимоотношения. Вместе с ИА OmskMedia разберемся, какие образы выбирает в своем творчестве великий омский скульптор и о чем автор хочет сказать своему зрителю в железных произведениях икусства. 

Работа скульптора состоит в необходимости видеть образ "изнутри", постепенно обозначая контуры. Сварной металл подчиняется воле мастера, создавая ощущение свободы применения изобразительно-выразительных средств, полностью соответствующих духу художника. Сам Александр по этому поводу высказывается так:

"Я все время занимаюсь одной проблемой, варьирую тему трагизма. Тема человека униженного, страдающего, но не сломленного, проходит через все мои работы".

С образами королей и тронов художник попал в десятку социальной темы: власть, нравственность, духовность. Обладая природным умом и художественной интуицией, Александр показывает современность: вчера — секретарь комсомольский, сегодня — президент нефтяной компании, Король.

Первые сварные "короли" появились в 1997 году, одновременно с "Весами  Бытия", в 1995 году появилось первое "Колесо", а годом раньше в дереве была вырублена глубочайшего содержания скульптура "Ноша". Если с ее вертикально-крестовой формой видеть последовательные размышления автора, заданные конкретным образом Достоевского "несущего крест", а в "Колесе" эту же тему вселенского обобщения, то сразу понятна и галерея тронов, современных королей и аналогичных им персонажей, диапазон их интерпретаций.

Панфилова Валерия, ИА OmskMedia

"Крест Несущий", скульптура А.Капралова. Панфилова Валерия, ИА OmskMedia

Образные оттенки королевской темы видны и в композиции "Двое": король-философ на жуке, вызывающий симпатию. Король, он же арлекин, достойный сочувствия в уличной скульптуре "Большой куб".

Вертикальной композицией "Несущего крест" мастер закрепил генеральную линию творчества — движение жизни как пластическая идея развития вверх. Изучая искусство художника, можно говорить о том, что его творчество и есть "несение креста", как бы это высоко не звучало.

Известная скульптура "Колесо покаяния" была первой композицией автора из черного металла. Через форму круга, замкнутой и разомкнутой окружности подходим к исследованию темы движения и развития. Художник, сохраняя пластическую доминанту круга, не механически повторяет набор изображений, а углубляет разработки их обзорных характеристик.

Панфилова Валерия, ИА OmskMedia

"Колесо", скульптура А.Капралова. Панфилова Валерия, ИА OmskMedia

Образ Икара у Капралова довольно устойчив. Колючая в контуре, сквозная в объеме фигура Икара помещена на верхнюю точку "дырявого" земного шара, который составлен из костылей-гвоздей, ранящих зрителя и создающих невыносимую по эмоциям атмосферу. Наблюдатель понимает, что "агрессивный" металл Капралова — ответ на жестокость мира.

Среди последних работ неожиданно появилась лирическая струя. "Любовь", "Лунная дорожка" гармоничны. В них возвращается приоритет не развивающегося сюжета, а завершённой формы. Блаженная точка между трагедийно-комедийным качанием творческого маятника Александра Капралова.

Сделанный обзор не исчерпывает всех образов и героев мастера. За условными границами обзора остались образы степи, всадников, античных и мифологических героев. Знакомство с образами расширяет представления о пластическом мотиве движения как средстве передачи идеи развития жизни и искусства.

Уникальный почерк Александра Капралова запоминается сразу. Скульптор смог создать собственный стиль. Его работы всегда неожиданны, но узнаваемы. Такой подход в создании скульптуры показывает движение и жизнь в образах. Индивидуальная символика усложняет восприятие его скульптур, но и безумно привлекает, так как в ней заложен реальный опыт, совмещенный с культурными традициями.

В работе любого мастера звучит "своя" интонация, и чтобы понять содержание и художественные образы, заложенные в ней, необходим труд зрителя и подготовленность к диалогу с большим искусством.