Красная икра в Омске: сколько стоит деликатес в сетевых магазинах и у частников в 2025 году
21 ноября, 16:33
Коррупция в цифрах: названа сумма самой крупной взятки в Омске
14:40
Омская область увеличивает доходы бюджета на 547 млн рублей
13:03
Четыре сына и одна Екатерина: откровенные размышления многодетной мамы из Омска
12:50
Цены в Омской области вновь пошли вверх
11:50
Среди потерпевших подростки: в Омской области раскрыта организованная сеть проституции
10:01
–20 °C и снег на подходе: в Омскую область возвращаются холода — прогноз на выходные
09:10
В Омске готовят новое повышение стоимости проезда
26 ноября, 16:45
Следователи выясняют, как омский пенсионер оказался в яме с кипятком — новые подробности
26 ноября, 15:50
В центре Омска мужчина провалился в яму с кипятком — начато расследование
26 ноября, 14:15
На иглу дешевизны: как омичи теряют деньги на тату — эксперт о развитии индустрии в Омске
26 ноября, 13:56
Вице-губернатор Омской области оспаривает взяточничество — Куприянов подал апелляцию
26 ноября, 13:01
Грубость и отказ от карты: омичи жалуются на водителей маршрута № 409 — дошло до мэрии
26 ноября, 12:53
"Я стала мамой": откровенные истории женщин из Омской области, трогающие до слез
26 ноября, 12:35
Омский подрядчик заплатит более 12 миллионов за просрочку сдачи бульвара Архитекторов
26 ноября, 11:35
Роды в цифрах: как меняется материнство в России и Омской области
26 ноября, 10:30

Символика образов в омской скульптуре Александра Капралова - о чем говорит автор

Его творческим кредо стало выражение идеи движения в искусстве и развития жизни, их противоречивые взаимоотношения
"Весы Бытия",  скульптура А.Капралова Панфилова Валерия, ИА OmskMedia
"Весы Бытия", скульптура А.Капралова
Фото: Панфилова Валерия, ИА OmskMedia
Нашли опечатку?
Ctrl+Enter

Жизнь и творчество омского художника Александра Капралова — яркий пример для людей одержимых идеями. Идеи — это способности, с которыми человек приходит в мир. Правда, у одних людей они ярко выражены, а у других наоборот. Первые круты нравом, вторые скромнее. Александр Капралов человек из первого ряда одаренных. Про таких еще говорят: самородок. Они все делают по-своему. Становясь на ноги, демонстрируют то, что люди не видели. Его творческим кредо стало выражение идеи движения в искусстве и развития жизни, их противоречивые взаимоотношения. Вместе с ИА OmskMedia разберемся, какие образы выбирает в своем творчестве великий омский скульптор и о чем автор хочет сказать своему зрителю в железных произведениях икусства. 

Работа скульптора состоит в необходимости видеть образ "изнутри", постепенно обозначая контуры. Сварной металл подчиняется воле мастера, создавая ощущение свободы применения изобразительно-выразительных средств, полностью соответствующих духу художника. Сам Александр по этому поводу высказывается так:

"Я все время занимаюсь одной проблемой, варьирую тему трагизма. Тема человека униженного, страдающего, но не сломленного, проходит через все мои работы".

С образами королей и тронов художник попал в десятку социальной темы: власть, нравственность, духовность. Обладая природным умом и художественной интуицией, Александр показывает современность: вчера — секретарь комсомольский, сегодня — президент нефтяной компании, Король.

Первые сварные "короли" появились в 1997 году, одновременно с "Весами  Бытия", в 1995 году появилось первое "Колесо", а годом раньше в дереве была вырублена глубочайшего содержания скульптура "Ноша". Если с ее вертикально-крестовой формой видеть последовательные размышления автора, заданные конкретным образом Достоевского "несущего крест", а в "Колесе" эту же тему вселенского обобщения, то сразу понятна и галерея тронов, современных королей и аналогичных им персонажей, диапазон их интерпретаций.

Панфилова Валерия, ИА OmskMedia

"Крест Несущий", скульптура А.Капралова. Фото: Панфилова Валерия, ИА OmskMedia

Образные оттенки королевской темы видны и в композиции "Двое": король-философ на жуке, вызывающий симпатию. Король, он же арлекин, достойный сочувствия в уличной скульптуре "Большой куб".

Вертикальной композицией "Несущего крест" мастер закрепил генеральную линию творчества — движение жизни как пластическая идея развития вверх. Изучая искусство художника, можно говорить о том, что его творчество и есть "несение креста", как бы это высоко не звучало.

Известная скульптура "Колесо покаяния" была первой композицией автора из черного металла. Через форму круга, замкнутой и разомкнутой окружности подходим к исследованию темы движения и развития. Художник, сохраняя пластическую доминанту круга, не механически повторяет набор изображений, а углубляет разработки их обзорных характеристик.

Панфилова Валерия, ИА OmskMedia

"Колесо", скульптура А.Капралова. Фото: Панфилова Валерия, ИА OmskMedia

Образ Икара у Капралова довольно устойчив. Колючая в контуре, сквозная в объеме фигура Икара помещена на верхнюю точку "дырявого" земного шара, который составлен из костылей-гвоздей, ранящих зрителя и создающих невыносимую по эмоциям атмосферу. Наблюдатель понимает, что "агрессивный" металл Капралова — ответ на жестокость мира.

Среди последних работ неожиданно появилась лирическая струя. "Любовь", "Лунная дорожка" гармоничны. В них возвращается приоритет не развивающегося сюжета, а завершённой формы. Блаженная точка между трагедийно-комедийным качанием творческого маятника Александра Капралова.

Сделанный обзор не исчерпывает всех образов и героев мастера. За условными границами обзора остались образы степи, всадников, античных и мифологических героев. Знакомство с образами расширяет представления о пластическом мотиве движения как средстве передачи идеи развития жизни и искусства.

Уникальный почерк Александра Капралова запоминается сразу. Скульптор смог создать собственный стиль. Его работы всегда неожиданны, но узнаваемы. Такой подход в создании скульптуры показывает движение и жизнь в образах. Индивидуальная символика усложняет восприятие его скульптур, но и безумно привлекает, так как в ней заложен реальный опыт, совмещенный с культурными традициями.

В работе любого мастера звучит "своя" интонация, и чтобы понять содержание и художественные образы, заложенные в ней, необходим труд зрителя и подготовленность к диалогу с большим искусством.

225094
38
178