На севере Омской области — заморозки, на юге — +33 °С: прогноз на неделю готовит контрасты
12:08
Вахта Победы: Подписание декларации о поражении Германии
08:00
Вахта Победы: первые сосны на Сахалине и плохая подготовка к путине и севу
06:00
Виктор Пинский упрекнул канцлера Германии в искажении истории Второй мировой войны
7 июня, 17:10
Хлорка, песок и борьба за шезлонг — сколько стоит понежиться в открытом бассейне Омска этим летом
7 июня, 12:17
Голод, ротавирус и халатность — что говорят родители об омском лагере, где отравились дети
7 июня, 10:24
Ещё один опасный мост — на "трассе смерти" Тюмень-Омск выявили серьёзные нарушения
6 июня, 16:17
Проспект Менделеева уходит на ремонт — предупреждение для водителей
6 июня, 14:11
Детей госпитализировали из детского лагеря под Омском — запущены проверки
6 июня, 13:34
Глава ДНС бросил вызов маркетплейсам, обвинив их в недобросовестной конкуренции
6 июня, 13:20
В Омске водитель маршрутки заблокировал автобус и попал под штраф
6 июня, 12:56
Омская область в "опасной зоне" — регион сохранил место в конце экологического рейтинга
6 июня, 12:19
Небо загорелось над Омском и Казахстаном — что это было
6 июня, 09:43
Вахта Победы: Успехи сельхозтружеников, награждение бойцов, послания от освобожденных республик
6 июня, 07:00
Вахта Победы: труженики Ставрополья не позволяли сорнякам губить посевы
5 июня, 19:14

Символика образов в омской скульптуре Александра Капралова - о чем говорит автор

Его творческим кредо стало выражение идеи движения в искусстве и развития жизни, их противоречивые взаимоотношения
"Весы Бытия",  скульптура А.Капралова Панфилова Валерия, ИА OmskMedia
"Весы Бытия", скульптура А.Капралова
Фото: Панфилова Валерия, ИА OmskMedia
Нашли опечатку?
Ctrl+Enter

Жизнь и творчество омского художника Александра Капралова — яркий пример для людей одержимых идеями. Идеи — это способности, с которыми человек приходит в мир. Правда, у одних людей они ярко выражены, а у других наоборот. Первые круты нравом, вторые скромнее. Александр Капралов человек из первого ряда одаренных. Про таких еще говорят: самородок. Они все делают по-своему. Становясь на ноги, демонстрируют то, что люди не видели. Его творческим кредо стало выражение идеи движения в искусстве и развития жизни, их противоречивые взаимоотношения. Вместе с ИА OmskMedia разберемся, какие образы выбирает в своем творчестве великий омский скульптор и о чем автор хочет сказать своему зрителю в железных произведениях икусства. 

Работа скульптора состоит в необходимости видеть образ "изнутри", постепенно обозначая контуры. Сварной металл подчиняется воле мастера, создавая ощущение свободы применения изобразительно-выразительных средств, полностью соответствующих духу художника. Сам Александр по этому поводу высказывается так:

"Я все время занимаюсь одной проблемой, варьирую тему трагизма. Тема человека униженного, страдающего, но не сломленного, проходит через все мои работы".

С образами королей и тронов художник попал в десятку социальной темы: власть, нравственность, духовность. Обладая природным умом и художественной интуицией, Александр показывает современность: вчера — секретарь комсомольский, сегодня — президент нефтяной компании, Король.

Первые сварные "короли" появились в 1997 году, одновременно с "Весами  Бытия", в 1995 году появилось первое "Колесо", а годом раньше в дереве была вырублена глубочайшего содержания скульптура "Ноша". Если с ее вертикально-крестовой формой видеть последовательные размышления автора, заданные конкретным образом Достоевского "несущего крест", а в "Колесе" эту же тему вселенского обобщения, то сразу понятна и галерея тронов, современных королей и аналогичных им персонажей, диапазон их интерпретаций.

Панфилова Валерия, ИА OmskMedia

"Крест Несущий", скульптура А.Капралова. Фото: Панфилова Валерия, ИА OmskMedia

Образные оттенки королевской темы видны и в композиции "Двое": король-философ на жуке, вызывающий симпатию. Король, он же арлекин, достойный сочувствия в уличной скульптуре "Большой куб".

Вертикальной композицией "Несущего крест" мастер закрепил генеральную линию творчества — движение жизни как пластическая идея развития вверх. Изучая искусство художника, можно говорить о том, что его творчество и есть "несение креста", как бы это высоко не звучало.

Известная скульптура "Колесо покаяния" была первой композицией автора из черного металла. Через форму круга, замкнутой и разомкнутой окружности подходим к исследованию темы движения и развития. Художник, сохраняя пластическую доминанту круга, не механически повторяет набор изображений, а углубляет разработки их обзорных характеристик.

Панфилова Валерия, ИА OmskMedia

"Колесо", скульптура А.Капралова. Фото: Панфилова Валерия, ИА OmskMedia

Образ Икара у Капралова довольно устойчив. Колючая в контуре, сквозная в объеме фигура Икара помещена на верхнюю точку "дырявого" земного шара, который составлен из костылей-гвоздей, ранящих зрителя и создающих невыносимую по эмоциям атмосферу. Наблюдатель понимает, что "агрессивный" металл Капралова — ответ на жестокость мира.

Среди последних работ неожиданно появилась лирическая струя. "Любовь", "Лунная дорожка" гармоничны. В них возвращается приоритет не развивающегося сюжета, а завершённой формы. Блаженная точка между трагедийно-комедийным качанием творческого маятника Александра Капралова.

Сделанный обзор не исчерпывает всех образов и героев мастера. За условными границами обзора остались образы степи, всадников, античных и мифологических героев. Знакомство с образами расширяет представления о пластическом мотиве движения как средстве передачи идеи развития жизни и искусства.

Уникальный почерк Александра Капралова запоминается сразу. Скульптор смог создать собственный стиль. Его работы всегда неожиданны, но узнаваемы. Такой подход в создании скульптуры показывает движение и жизнь в образах. Индивидуальная символика усложняет восприятие его скульптур, но и безумно привлекает, так как в ней заложен реальный опыт, совмещенный с культурными традициями.

В работе любого мастера звучит "своя" интонация, и чтобы понять содержание и художественные образы, заложенные в ней, необходим труд зрителя и подготовленность к диалогу с большим искусством.

225094
38
178