OmskMedia, 26 декабря. Минпросвещения утвердило пятиэтапную инструкцию по урегулированию конфликтных ситуаций в образовательных организациях. Разработка документа стала ответом на участившиеся инциденты насилия в школах по всей стране. Инструкция уже направлена в регионы, сообщает РБК (18+).
Механизм предусматривает чёткие сроки: на каждый этап отводится от одного до трёх дней.
Первый этап заключается в сборе информации, установлении фактов и назначении ответственных лиц. На втором проводится опрос участников конфликта с возможным привлечением психологов. Если разобраться на этом этапе не удаётся, руководство школы обращается в комиссию по урегулированию споров. Третий этап предполагает рассмотрение всех материалов комиссией и вынесение письменного решения. Четвёртый — контроль исполнения. При желании стороны конфликта могут обжаловать решение в региональной комиссии, органах образования или суде.
Инструкция рекомендует разрешать конфликты через медиацию, обеспечивать психологическое сопровождение и повышать правовую грамотность учащихся.
Особое внимание уделяется защите чести педагогов: в документе говорится о необходимости "пресекать интриги, слухи, сплетни, проявления нечестности в коллективе".
Школам советуют проводить профилактическую работу и своевременно выявлять семьи в социально опасном положении.
Омск: реальный опыт конфликтов
Для образования региона новая инструкция актуальна. В ноябре в школе № 99 Ленинского округа произошёл конфликт между учителем и учеником, который попал на видео. Педагог, ведущий физкультуру и основы безопасности, толкнул школьника и сбросил его со стула. Департамент образования Омска проводил проверку учебного заведения с привлечением психологов и сотрудников ПДН.
Кроме того, в ноябре в поселке Горячий Ключ произошла массовая драка между учениками, в результате которой 13-летний мальчик упал с лестницы и получил серьёзные травмы позвоночника. Полиция проводила проверку по факту происшедшего.
После убийства в Одинцово движение No Lives Matter требуют признать незаконным "Ничьи жизни не важны" — эта надпись была на одежде подростка, убившего 10-летнего ребенка
Инциденты в омских школах — лишь часть общероссийской проблемы.
В 2025 году произошло несколько резонансных атак на учреждения образования. В декабре петербургский школьник атаковал с ножом преподавательницу математики. В подмосковной школе в Одинцове 9-классник пришёл в учреждение с ножом, напал на охранника и нескольких школьников. Четвероклассник погиб от полученных ранений. Возбуждено уголовное дело, подозреваемый признал вину. В ноябре в городе Карталы Челябинской области школьница напала на учительницу физкультуры с маникюрными ножницами.
Эти инциденты подтолкнули федеральные власти к разработке чёткой системы реагирования на конфликты.