Осенью компании закрывают деловые циклы, инвесторы подводят итоги и корректируют стратегии. Но осень 2025 года выделяется особенно: она знаменует начало нового финансового этапа, усиление конкуренции между мировыми центрами бизнеса и выход на рынок инвестиционных инструментов, которые еще недавно казались строго нишевыми. ИА OmskMedia вместе с экспертами попыталось выяснить, как сейчас формируется новая экономическая реальность, в которой все мы будем жить в ближайшие 5-7 лет.
Омские инвестиционные и финансовые компании сегодня активно вкладываются в местные же предприятия: по итогам 2024 года объемы местных инвестиций составили 176,4 млрд руб (по данным Омскстат). Больше всего инвестиций получили обрабатывающие производства (в частности, компании нефтяной сферы); логистика и химическая промышленность. Также институционным инвесторам оказались интересны операции с недвижимостью и финансовая сфера.
"Рост объемов инвестиций в местные предприятия — это хороший знак. Как правило, и в случае с частным капиталом, и в случае с бизнесом, сегодня инвестора все чаще принимают решение переводить средства в дружественные юрисдикции (ОАЭ, Казахстан, Восточную Европу), где формируются новые “тихие гавани” для капитала и создаются условия для реализации партнерских проектов", — отмечает Кайрат Бермуканов, президент хедж-фонда IBF TRUST, доктор DBA.
Этому способствует ситуация с курсом рубля и общая нестабильность на политической и экономической арене. Отечественный фондовый рынок также сигнализирует о некой нестабильности: индекс Мосбиржи снижается, рейтинги указывают, что сейчас инвестиционный риск по многим сферам существенно превышает ожидаемую доходность.
"На фоне этих новостей вечная стратегия "купил и держи" перестает быть надежным инструментом. Именно поэтому бизнес и частный капитал выбирают сферы, еще недавно казавшиеся им непривлекательными", — говорит Алиса Стрельникова, инвестор и финансист.
Так, например, несмотря на ужесточение регуляции рынка финансовых активов и принятие в РФ новых законов, сфера криптовалют и цифровых активов привлекает все больше инвесторов. При этом, речь идет не только и не столько о непосредственно криптовалютах (BTC, ETH и другие), сколько о токенезированных активах.
Эксперты считают такое положение дел весьма логичным:
"Повсеместная цифровизация, активное развитие технологий, рост курсов криптовалют и их особенности диктуют новые правила: цифровые финансы — это то, без чего невозможно будет существовать в будущем. Именно поэтому мы активно развиваемся в этом направлении. Фонд IBF TRUST не только работает с этой группой активов, но и недавно получил лицензию VARA в Дубае, дающую нам право на международную торговлю на глобальных рынках", — уверен Кайрат Бермуканов.
Тем же, кто предпочитает традиционные ниши, стоит обратить внимание на проекты в сфере логистики. Перестройка логистических маршрутов и построение новых транспортных цепочек через Каспий, Турцию и Центральную Азию открывают новые возможности для инвесторов, заинтересованных в стабильном доходе.
Самым консервативным подойдет такой инструмент, как золото. Оно активно растет в цене и традиционно используется инвесторами для диверсификации портфеля как защитный актив. В 2025 году унция превысила отметку $3350, и в условиях нестабильности цена может продолжить рост. Вообще, порядка 30% активов сегодня можно держать в золоте, дружественных валютах и ликвидных инструментах — это безопасно и относительно надежно, а значит, может защитить капитал от рыночных потрясений", — говорит Алиса Стрельникова