Курсант омской академии МВД спас семью во время наводнения
17:28
Кому и сколько заплатят за льготные авиарейсы из Омска
16:52
Дежавю на рельсах — в Омске зафиксирован второй сход тепловоза за двое суток
15:19
Власти Омска изымают опасный дом на Жукова
13:55
Вахта Победы: война с Японией и возвращение фронтовиков во Владивосток
12:57
Экс-глава омского "Авангарда" занял должность среди "драконов"
12:50
Дорога за 77 млн в Омской области развалилась за сезон
11:42
В Омске водитель не уступил скорой помощи и получил штраф
09:47
Дожди и прохлада накрывают Омскую область — прогноз до конца недели
08:29
Пилота рейса Москва – Омск пытались ослепить лазером при вылете из столицы
08:10
От растрат до реабилитации: в судебном деле экс-директора Омского цирка поставлена точка
12 августа, 17:27
В Омске родители не пустили сына на ОГЭ из-за заговора — дело дошло до суда
12 августа, 16:14
В Улан-Удэ капремонт детского сада "Ая-ганга" выходит на финишную прямую
12 августа, 16:00
В Омске пьяный подросток устроил погоню и протаранил ларёк
12 августа, 15:23
Калачи и группа "Вирус": в регионе устроят праздник в честь 230-летия Калачинска
12 августа, 14:15

"Ни кола, ни двора": как древняя поговорка отражает современную бедность

Раскрываем тайну старинного выражения
Тематическое фото Автор канала
Тематическое фото
Фото: Автор канала
Нашли опечатку?
Ctrl+Enter

Когда мы говорим "у него ни кола, ни двора", мы обычно имеем в виду человека, потерпевшего полный крах — без жилья, без средств к существованию, без семьи. Современное понимание этой поговорки вызывает сочувствие: бездомный, нищий, одинокий человек. Но что мы на самом деле произносим, едва ли представляя себе первоначальный смысл этих слов.

Слово "кол" в нашей поговорке — не просто заострённый шест и не школьная оценка. В древности "кол" был мерой земли. Представьте себе: при разделе пахотных угодий или земель под сено участки обозначались именно таким образом. Как писали в XV веке: "Вкруг его земли мера четыренатцать ужищ да сорок колов, а в ужище по тритцати колов". Здесь "ужище" — верёвка, мера площади, а кол — полоса земли шириной от одной до двух саженей, пишет канал "Беречь речь" на платформе Дзен (12+).

Эта мера зависела от числа "надельных душ" — то есть людей, которые могли обрабатывать участок. Один человек — один кол, два человека — два кола. Таким образом, "ни кола" означало отсутствие даже минимальной доли земли, необходимой для существования.

Сегодня мы упростили выражение до двух слов. Но в дореволюционных словарях можно найти куда более мрачные продолжения:

По Михельсону: "Ни кола, ни двора, ни перегородки, ни куриного пера". А у Даля встречаются версии, от которых бросает в дрожь:

"Ни кола, ни вола, ни села, ни двора, ни мила живота, ни образа помолиться, ни хлеба, чем подавиться, ни ножа, чем зарезаться".

Это уже не просто бедность — это полное отчаяние, край нужды, когда человек лишен не только имущества, но и элементарных человеческих благ: ни животного для работы, ни места для молитвы, ни даже куска хлеба.

Интересно, что само слово "двор" в этом выражении тоже не случайно. Это не просто дом, а хозяйственная единица — место, где человек может жить, работать, содержать скот, иметь хоть какую-то опору в жизни.

А "кол" мог быть связан с ограждением участка — заострёнными шестами, обозначавшими границы владения. Таким образом, человек без "кола и двора" — это тот, у кого нет ни земли, ни дома, ни границ своей жизни.

Сегодня, произнося "ни кола, ни двора", мы скорее сочувствуем человеку, оказавшемуся в трудной жизненной ситуации. Но в старину это выражение звучало как приговор — полное отсутствие средств к существованию, отчуждение от всего, что делает человека частью общества.

Возможно, именно поэтому эта поговорка до сих пор вызывает у нас особое сочувствие. В глубине души мы ощущаем ту первобытную трагедию — потерю не просто имущества, а самого смысла существования.

232668
38
182