Декабрь на износ: как помочь школьнику не выгореть к концу года
19 декабря, 09:15
Не про смерть, а про жизнь: патологоанатом из Омска развеял мифы о "жуткой" профессии
11:19
Три дома в Омске признаны непригодными для проживания
10:50
"Плюс 4 кило — это не шутка": диетолог из Омска о правильном меню для новогодней ночи 
10:28
Подрядчика моста у Телецентра могут обанкротить через суд
09:59
Главное за ночь: умер создатель Call of Duty, вкусняшка и релокант теперь в русском языке
07:55
В. Пинский: Парламентарии должны взять на себя важную миссию защиты исторической правды
07:45
В России могут c концами заблокировать WhatsApp*
06:46
Омский перевозчик "бросил" два маршрута — власти обещают найти замену
22 декабря, 19:36
Мэрия Омска запустила интерактивный путеводитель по новогодним мероприятиям
22 декабря, 17:08
Телебашня Омска превратится в праздничный таймер: что покажут на медиафасаде
22 декабря, 16:25
Город украшали не бюджетами, а душой: Новый год в Омске в СССР, 90-е и нулевые
22 декабря, 15:25
Лёд зовёт: где в Омске покататься на коньках и сколько это стоит
22 декабря, 13:10
Накроет с головой: предновогодняя неделя начнётся с метелей — прогноз на 22-28 декабря
22 декабря, 11:54
В аэропорту Омска вновь произошла массовая задержка рейсов
22 декабря, 10:41
Никаких -40, хорошая погода со снежком: верный прогноз в Омске в новогоднюю ночь
22 декабря, 10:00

"Ни кола, ни двора": как древняя поговорка отражает современную бедность

Раскрываем тайну старинного выражения
Тематическое фото Автор канала
Тематическое фото
Фото: Автор канала
Нашли опечатку?
Ctrl+Enter

Когда мы говорим "у него ни кола, ни двора", мы обычно имеем в виду человека, потерпевшего полный крах — без жилья, без средств к существованию, без семьи. Современное понимание этой поговорки вызывает сочувствие: бездомный, нищий, одинокий человек. Но что мы на самом деле произносим, едва ли представляя себе первоначальный смысл этих слов.

Слово "кол" в нашей поговорке — не просто заострённый шест и не школьная оценка. В древности "кол" был мерой земли. Представьте себе: при разделе пахотных угодий или земель под сено участки обозначались именно таким образом. Как писали в XV веке: "Вкруг его земли мера четыренатцать ужищ да сорок колов, а в ужище по тритцати колов". Здесь "ужище" — верёвка, мера площади, а кол — полоса земли шириной от одной до двух саженей, пишет канал "Беречь речь" на платформе Дзен (12+).

Эта мера зависела от числа "надельных душ" — то есть людей, которые могли обрабатывать участок. Один человек — один кол, два человека — два кола. Таким образом, "ни кола" означало отсутствие даже минимальной доли земли, необходимой для существования.

Сегодня мы упростили выражение до двух слов. Но в дореволюционных словарях можно найти куда более мрачные продолжения:

По Михельсону: "Ни кола, ни двора, ни перегородки, ни куриного пера". А у Даля встречаются версии, от которых бросает в дрожь:

"Ни кола, ни вола, ни села, ни двора, ни мила живота, ни образа помолиться, ни хлеба, чем подавиться, ни ножа, чем зарезаться".

Это уже не просто бедность — это полное отчаяние, край нужды, когда человек лишен не только имущества, но и элементарных человеческих благ: ни животного для работы, ни места для молитвы, ни даже куска хлеба.

Интересно, что само слово "двор" в этом выражении тоже не случайно. Это не просто дом, а хозяйственная единица — место, где человек может жить, работать, содержать скот, иметь хоть какую-то опору в жизни.

А "кол" мог быть связан с ограждением участка — заострёнными шестами, обозначавшими границы владения. Таким образом, человек без "кола и двора" — это тот, у кого нет ни земли, ни дома, ни границ своей жизни.

Сегодня, произнося "ни кола, ни двора", мы скорее сочувствуем человеку, оказавшемуся в трудной жизненной ситуации. Но в старину это выражение звучало как приговор — полное отсутствие средств к существованию, отчуждение от всего, что делает человека частью общества.

Возможно, именно поэтому эта поговорка до сих пор вызывает у нас особое сочувствие. В глубине души мы ощущаем ту первобытную трагедию — потерю не просто имущества, а самого смысла существования.

232668
38
182