Все имена — как имена. Артём — Тёма. Сергей — Серёжа или Серый. Алексей — Лёша. Анастасия — Настя. Татьяна — Таня. Всё логично, корень один, ухо не режет.
Но стоит дойти до Александра — и начинается лингвистическая фантастика: из полного имени внезапно появляется Саша. А иногда и вовсе Шурик. Где связь? Где логика? Почему не Алекс, как на Западе? Разбираемся.
От Греции до Руси
Имя Александр пришло в наш язык из греческого: алексо — "защищать", андрос — "мужчина". Получаем благородное значение — "защитник людей". Имя громкое, звучное, и, казалось бы, должно сокращаться до чего-то вроде Алекса, как это принято в англоязычных странах. Но Россия — страна с фантазией, особенно в области имён.
С христианизацией Руси имена всё чаще выбирались в честь святых. В 1547 году Русская православная церковь канонизировала князя Александра Невского, и имя прочно вошло в обиход. Уже к XVII веку Александрами стали называть повсеместно — имя не теряет популярности и сегодня, пишет Александр Долгих на платформе Дзен (12+).
Как появился Саша
Имя Александр длинное, а дома, в быту, хотелось чего-то покороче и потеплее. Так появлялись ласкательные формы: Алексаня, Алексаша. Знаменитый приближённый Петра I — Алексашка Меншиков — пример того, как такое обращение звучало при дворе.
Постепенно из Алексаши родился короткий и привычный нам Саша, а из Алексаня — Саня. Всё по законам русского словообразования, где даже звучание может меняться в пользу удобства и ласковости.
Из Саши в Шуру
Но и на этом наши предки не остановились. Чтобы выделиться из множества Саш, появлялись новые формы: Сашура, Сашуля. Со временем Сашура трансформировалась в Шура, а затем — в Шурик, Шурочка и другие умильные формы.
Каждое новое имя — это шаг к тому, чтобы подчеркнуть близость, индивидуальность, эмоциональную связь. И русская традиция играть с именами в этом смысле — настоящая культурная особенность.
Шурики среди нас
Сегодня имя Александр остаётся одним из самых популярных в России. И, вероятно, в вашем окружении есть как минимум один Саша. А уж свой Шурик — наверняка найдётся.
Так что логика между Александром, Сашей и Шуриком — есть. Она не прямая, но абсолютно живая, настоящая. Это история, как язык, культура и любовь к ласковым прозвищам переплелись в судьбе одного имени.