Избирательное питание у детей — явление, которое часто встречается у детей с аутизмом и может быть связано с различными сенсорными и поведенческими факторами. Дети могут проявлять сильные предпочтения к определённым вкусам, цветам, запахам, текстурам или упаковке пищи. Эти предпочтения иногда сопровождаются зависимостью от определённой рутины и ритуалов. Однако важно понимать, что избирательное питание может иметь более сложные причины, которые требуют внимательного подхода. Об этом рассказывается в тг-канале (18+) сообщество врачей гастроэнтрологов РФ.
Что может способствовать избирательному питанию
Помимо сенсорных и поведенческих факторов, стоит учитывать и другие возможные причины избирательного питания:
— Медицинские состояния, такие как орофарингеальная дисфагия (нарушение глотания), эозинофильный эзофагит (воспаление пищевода), гастроэзофагеальная рефлюксная болезнь (ГЭРБ), целиакия, аллергии и пищевая чувствительность.
— Стоматологические проблемы, такие как боли в зубах или деснах, которые могут затруднять приём пищи.
— Психиатрические расстройства, включая расстройства пищевого поведения, которые также могут влиять на предпочтения в еде.
Если вы заметили у ребёнка признаки избирательного питания, важно учитывать все эти возможные причины и консультироваться с врачом, чтобы исключить медицинские проблемы.
Основные стратегии лечения избирательного питания:
1. Соблюдение регулярного графика приёма пищи
— Постоянное время и продолжительность приёма пищи помогают ребёнку формировать здоровую пищевую рутину. Регулярность способствует нормализации чувства голода и сытости.
2. Избегать перекусов
— Частые перекусы могут нарушить естественные циклы голода и насыщения, что в свою очередь может усугубить проблему избирательного питания.
3. Создание поддерживающей среды
— Важно организовать место для приёма пищи, обеспечив удобство и минимизируя отвлекающие факторы. Уютное место и спокойная обстановка помогут ребёнку сосредоточиться на процессе приёма пищи.
4. Избегать давления и принуждения
— Попытки заставить ребёнка есть или давить на него могут привести к негативным ассоциациям с едой. Лучше избегать попрошайничества, нытья и принудительного кормления, чтобы не создать дополнительного стресса.
5. Ознакомление с едой в непрямом контексте
— Ребёнку полезно участвовать в процессах, связанных с едой, но без ожидания, что он должен съесть что-то. Это могут быть покупки продуктов, приготовление пищи или помощь в подаче еды другим. Такой подход позволяет снизить тревогу и улучшить отношение к еде.
Важно помнить, что лечение избирательного питания — это процесс, который требует терпения и последовательности. Важно подходить к каждому ребёнку индивидуально, учитывая его особенности, и работать в тесном сотрудничестве с врачами и специалистами.