В любом коллективе могут возникать конфликты, особенно когда речь идет о подчинённых с деструктивным поведением. Некоторые сотрудники проявляют себя как оппозиционеры, подрывая авторитет руководителя и создавая напряжённую атмосферу. Психолог Лариса Таука делится своими наблюдениями о том, что движет такими личностями и как руководителям эффективно справляться с их поведением.
Психология поведения "подчинённого-оппозиционера"
Такие сотрудники зачастую имеют "детское" восприятие: их потребность в признании проявляется в попытках доказать свою правоту за счёт подрыва авторитета руководителя. Это поведение может сигнализировать о низкой личной зрелости и недостатке уверенности.
Основные характеристики:
- Потребность в одобрении: Часто граничащая с демонстративностью.
- Конфликтность: Любое указание воспринимается как угроза её свободе.
- Сплетни и интриги: Создают иллюзию популярности среди единомышленников.
- Конкуренция с руководителем: Проекция образа строгого родителя, воспринимаемого как угроза.
Причины поведения
В основе такого поведения могут лежать:
- Недостаток уверенности: Доказательство значимости через борьбу, а не через результаты.
- Неумение выстраивать границы: Неспособность адекватно оценить свою роль в команде.
- Заниженная самооценка: Страх быть недооценённой, выражающийся в агрессии.
Как действовать руководителю
Руководителю важно не только справиться с поведением, но и помочь сотруднице выйти из деструктивной модели.
1. Чёткие задачи и критерии
Сформулируйте задачи и показатели успеха. Это уберёт неопределённость и сократит пространство для споров.
2. Эмоциональная устойчивость
Избегайте эмоциональных реакций на провокации. Поддерживайте спокойный тон и фокусируйтесь на фактах.
3. Спокойная настойчивость
Если подчинённая настаивает на своём мнении, напоминайте о важности решений руководства. Пример: "Я уважаю ваше мнение, но решение принято".
4. Ответственность за результаты
Привлекайте её к ответственности за конкретные результаты, что поможет оценить её действия объективно.
5. "Я"-сообщения
Говорите о том, как её поведение влияет на команду, избегая обвинений. Например: "Когда задачи не выполняются вовремя, это усложняет работу всем".
6. Позитивное подкрепление
Отмечайте моменты, когда сотрудница проявляет зрелое поведение. Это поможет закрепить положительные изменения.
Заключение: воспитание взрослого поведения
Влияние на устоявшиеся модели поведения требует времени и терпения. Правильный подход может привести к созданию рабочей атмосферы, где такие сотрудники учатся воспринимать руководителя как партнёра, а не соперника. Это, в свою очередь, способствует их профессиональному росту.
Если подчинённая склонна критиковать, поручите ей проект с чёткими сроками и результатами. Например, пусть она разработает план по повышению эффективности работы отдела с конкретными показателями. Это переведёт её энергию из споров в конструктивное русло.
Работа с подчинёнными, которые ведут себя как оппозиционеры, может быть сложной задачей, но с правильным подходом и терпением можно создать конструктивную атмосферу. Чёткие задачи, эмоциональная устойчивость и позитивное подкрепление помогут не только наладить взаимодействие, но и способствовать развитию профессиональных навыков сотрудников. В конечном итоге, даже самые упрямые подчинённые могут адаптироваться и научиться воспринимать руководителя как партнёра в общем деле.