Новые подробности об "отставке" руководителя Министерства культуры Омской области
10:31
"1800 рублей на пустую лампочку": почему с 1 декабря россияне заплатят больше за ЖКХ
21 ноября, 19:30
ТЕСТ: Вы не жили в Советском Союзе, если не вспомните эти 5 выражений
21 ноября, 18:30
Омский мост у Телецентра ждет масштабная реконструкция: что изменится
21 ноября, 16:13
Решено понизить до 55/60 лет выход на пенсию – кто попал в список
20 ноября, 19:30
Ваш мозг - чудо из чудес, если без запинки ответите на 10 из 10 - ТЕСТ
20 ноября, 18:30
Фитнес-тренер рассказала о лучших местах для зимнего бега в Омске
20 ноября, 12:40
Мэр Омска возмущён разрушением предупреждающих знаков: "Это может стоить жизни"
20 ноября, 12:07
Омская таможня пресекла контрабанду нефрита: что ждал казахстанец за 6 млн рублей
20 ноября, 11:44
Оформила получение пенсии на эту карту и теперь горя не знаю - большая выгода для всех
19 ноября, 19:30
Эти мультики в СССР смотрели ежедневно – определите по кадрам
19 ноября, 18:30
Неделя морозов в Омске: снежный прогноз на предстоящие дни
19 ноября, 12:10
Покупка недвижимости в Омске выросла сразу на 14% за два месяца
19 ноября, 11:43
Рейтинг забайкальского губернатора Осипова рухнул из-за истории с "козюлей"
19 ноября, 09:50
Россиянам дали срок до 31 декабря 2024 года: важная выплата потом "сгорит" - детали
18 ноября, 19:30
Игорь Шутенков вступил в должность мэра Улан-Удэ 18 ноября, 14:25
"Ашан" остаётся: компания опровергает слухи о выходе из России 15 ноября, 10:40
Нацпроект "Экономика данных". Инструкция по применению" 11 ноября, 14:55
Вахта – дело семейное 30 октября, 10:45
"Литературный мост между Россией и Вьетнамом открыт! Впереди – много совместной работы" 16 октября, 10:40
"Где народы России и Вьетнама, там дружба": новый "мост" связал Дальний Восток и Хошимин 16 октября, 07:40
"Все вьетнамцы любят Россию. И особенно - русскую литературу" 15 октября, 10:25
Виталий Хоценко рассказал о помощи пострадавшим от паводка жителям Усть-Ишимского района 14 октября, 16:58
Омская область и Беларусь утвердили "дорожную карту" сотрудничества на три года 4 октября, 09:10
Forbes представил список 100 крупнейших компаний за 2024 год по чистой прибыли 26 сентября, 17:43
Основатель ГК "Дело" Сергей Шишкарев призвал развивать альтернативные экспортные маршруты 26 сентября, 12:50
Новый глава УФСБ назначен в Омской области 25 сентября, 12:19
Управляющий директор "Авито" Влад Федулов: Изменения невозможно остановить 23 сентября, 13:35
Омичи развернули многомиллионный бизнес на онлайн-покере 23 сентября, 11:07
Омская область расширяет международное сотрудничество с Кыргызстаном и ШОС 19 сентября, 11:57

Почему дети сдаются на старте: секреты феномена, который разрушает веру в себя

Вот что мешает детям развиваться
Тематическое фото pixabay.com
Тематическое фото
Фото: https://pixabay.com

Выученная беспомощность — это психологический феномен, когда человек перестаёт пытаться изменить негативную ситуацию, даже если имеет для этого возможность. Впервые термин был введён в 1967 году американскими психологами Мартином Селигманом и Стивеном Майером. Их исследования на животных показали, что после многократных неудачных попыток избежать неприятных ситуаций, существа переставали пытаться даже тогда, когда выход был доступен. Позже эту концепцию стали применять и к людям, особенно к детям, чьё восприятие мира находится на стадии формирования. Давайте разберемся в этой проблеме вместе с ИА OmskMedia. 

Как развивается выученная беспомощность у детей?
Детство — важнейший период в жизни, когда формируются убеждения и привычки, которые могут остаться с человеком на всю жизнь. Когда ребёнок сталкивается с ситуациями, где его усилия не приводят к успеху или улучшению ситуации, он может развить чувство беспомощности. Это может произойти как в семье, так и в школе, или же в социуме в целом.

Один из ключевых факторов развития выученной беспомощности — постоянная критика и игнорирование успехов ребёнка. Например, если родители или учителя постоянно подчёркивают неудачи, а не успехи, у ребёнка может возникнуть ощущение, что от его усилий ничего не зависит. Это становится основой для восприятия себя как "неудачника", что в будущем будет тормозить развитие и стремление к достижениям.

Возьмём ситуацию в школе: ученик неоднократно пытается решить задачу, но получает отрицательные отметки. Учитель, вместо того чтобы помочь, только акцентирует внимание на ошибках. В итоге ученик перестаёт верить в свои силы, даже если на следующий раз задачи станут проще. Этот подход формирует внутреннее убеждение: "Независимо от того, что я делаю, я не могу справиться".

Подобный эффект можно увидеть и в семье. Если ребёнок, пытаясь помочь родителям или самостоятельно выполнить задание, сталкивается с постоянным недовольством со стороны взрослых, он может полностью отказаться от попыток что-либо изменить в будущем. Это формирует пассивное восприятие реальности: человек перестаёт бороться за себя, поскольку "всё равно ничего не изменится".

Как общество формирует поколение, не готовое к вызовам

Выученная беспомощность, развившаяся в детстве, может оказывать влияние на взрослую жизнь человека. Люди, привыкшие к тому, что их усилия не приносят результата, могут избегать любых вызовов и новшеств. Это становится серьёзным барьером на пути к развитию карьеры, построению личных отношений и достижению целей.

Особенно опасно, когда этот феномен становится массовым среди детей. В школах, где господствует подход "принуждения к учёбе", вместо поощрения любопытства и самостоятельности, может вырасти поколение, лишённое мотивации к саморазвитию. Такие дети будут испытывать трудности с решением проблем в будущем, считая, что от них ничего не зависит.

Как преодолеть феномен?
Для борьбы с выученной беспомощностью важно создавать условия, в которых ребёнок будет ощущать, что его усилия важны и могут приносить результаты. Вот несколько ключевых моментов:

  • Поддержка со стороны взрослых. Родители и учителя должны не только исправлять ошибки ребёнка, но и подчеркивать его достижения, даже если они незначительны.
  • Фокус на процессе, а не на результате. Важно обучать детей тому, что ошибки — это часть пути к успеху. Подчёркивая значение усилий, а не только конечного результата, можно повысить их уверенность в себе.
  • Создание возможностей для самостоятельного решения проблем. Ребёнок должен иметь возможность пробовать, ошибаться и учиться на своих ошибках. Это поможет ему развить чувство контроля над ситуацией.
  • Позитивная обратная связь. Ребёнок должен видеть и чувствовать, что его старания приносят плоды. Даже если результат не идеален, важно показывать, что шаги к успеху делаются.

Выученная беспомощность — это проблема, которую можно предотвратить, если вовремя создать для ребёнка благоприятную среду, где его усилия будут иметь значение. Поддержка, мотивация и создание условий для самостоятельного принятия решений помогут детям вырасти уверенными в своих силах людьми, готовыми к вызовам будущего.

Общество, поддерживающее активное участие каждого его члена, способно вырастить новое поколение, которое не боится трудностей и стремится к постоянному самосовершенствованию.

232668
38
182