Экранное время и психическое здоровье подростков: не всё так однозначно

Новые данные о влиянии соцсетей, игр и телевидения на психику подростков
Тематическое фото
Фото: unsplash.com

8 октября. Экранное время и психическое здоровье подростков — всегда ли большее количество часов у гаджетов ведёт к проблемам? Новое масштабное исследование с участием более 23 тысяч подростков показывает: связь между экранным временем и психическими расстройствами гораздо сложнее, чем кажется. На первый план выходит роль генетики и индивидуальных особенностей, меняющих привычные представления о влиянии цифрового мира на подростковую психику.

В масштабном исследовании, опубликованном 2 октября 2025 года в журнале Psychiatry Research (18+), ученые из Норвегии проанализировали данные более 23 000 подростков в возрасте от 14 до 16 лет. Исследование охватило все основные виды экранной активности:

  • Просмотр телевизора
  • Игра в видеоигры
  • Использование социальных сетей

Параллельно анализировались психиатрические диагнозы и генетические данные участников.

Что нашли?

Телевидение: подростки, смотрящие ТВ 3–4 часа в день и больше, чаще сталкиваются с психическими расстройствами.
Видеоигры: умеренное использование не связано с рисками, но при 3+ часов в день — риск заметно возрастает.
Социальные сети: и избыток, и недостаток времени в соцсетях ассоциированы с более высоким риском психических проблем. Это необычная находка.
 
А как же гены?

Уникальность этого исследования в том, что оно учитывает генетическую предрасположенность. Ранее этот фактор редко включался в анализ подобных работ.

Выводы удивляют:

Генетический риск (например, к депрессии, СДВГ, анорексии или аутизму) может сам по себе способствовать увеличению экранного времени. То есть, не только экраны "портят психику", но и сама психика — через врождённые особенности — влияет на поведение в цифровой среде.

Стоит ли ограничивать экранное время?

Да, но с оговорками. Исследование указывает: "больше экранного времени = хуже" — не всегда верно. Важно:

  • Контекст (что именно делает подросток в сети или за игрой)
  • Индивидуальные особенности (включая генетику, настроение, окружение)
  • Альтернативы (есть ли офлайн-жизнь, поддержка, интересы)

Например, подросток с аутичным спектром может избегать соцсетей не из-за здорового выбора, а из-за трудностей в коммуникации. Это тоже — сигнал для родителей и специалистов.

Что это значит для родителей и учителей?

Не паниковать из-за "3 часов у экрана". Смотреть глубже.
Обращать внимание на поведение и самочувствие, а не только на цифры.
Понимать: подростки — разные. Кому-то нужны границы, а кому-то — поддержка в том, чтобы включиться в общение, даже онлайн.
 
Экранное время и психическое здоровье подростков связаны — но не так, как мы привыкли думать. Генетика, тип активности и индивидуальные особенности оказывают гораздо большее влияние, чем просто количество часов у монитора.

Пока родители и педагоги борются за "норму" экранного времени, наука подсказывает, что нужно учитывать и биологические, и социальные факторы. А универсальных рецептов, похоже, не существует.

Смотрите полную версию на сайте >>>