В Омске кондукторы уходят в прошлое — валидаторы вытесняют людей

Бескондукторная система более выгодна для перевозчиков
Тематическое фото
Фото: unsplash.com

29 сентября. В общественном транспорте Омска продолжается стремительное сокращение численности кондукторов, передает ИА OmskMedia. По данным департамента транспорта, с начала 2025 года из АО "Пассажирское предприятие № 8" уволились 92 человека, и на их место не был принят ни один новый сотрудник.

В МП "Электрический транспорт" ситуация не лучше: здесь нехватка составляет 204 кондуктора (116 в троллейбусах и 88 в трамваях). С начала года из предприятия уволились 43 сотрудника, а трудоустроены были лишь 34 человека. 

Анализ возрастного состава кондукторов показывает крайне широкий диапазон: самому молодому сотруднику в автобусах — 23 года, самому возрастному — 78 лет. В электрическом транспорте возрастные рамки еще шире: самый молодой кондуктор трамвая — 19 лет, самый возрастной — 77 лет. В троллейбусах работают сотрудники от 23 до 73 лет.

Основной фактор вытеснения профессии — внедрение валидаторов. К маю 2025 года автоматизированными терминалами оплаты были оснащены 268 автобусов, 15 троллейбусов и 35 трамваев муниципального транспорта, а также 57 автобусов частных перевозчиков.

Экономический эффект от их использования составил от 65 до 73 млн рублей по разным данным. К середине сентября число автобусов с валидаторами выросло уже до 337 единиц.

Зарплаты в профессии также выглядят неоднозначно. Омский транспортный союз заявляет диапазон 45 000–60 000 рублей, а на сайте МП "Электрический транспорт" указана минимальная ставка от 28 500 рублей. При этом в мае департамент транспорта фиксировал средний уровень зарплат в "ПП № 8" на уровне 35 900 рублей, а в "Электрическом транспорте" — 42 830 рублей до вычета налогов. 

Финансовые трудности подталкивают предприятия к автоматизации. По данным бухгалтерской отчетности, чистый убыток АО "Пассажирское предприятие № 8" в 2024 году составил 479,9 млн рублей, что на 367,5% больше результата 2023 года (102,6 млн). В мэрии объясняют рост убытков нехваткой водителей и увеличением расходов на оплату труда.

Омский транспорт повторяет федеральный тренд: автоматизация оплаты проезда сокращает издержки, но ведёт к фактическому исчезновению профессии кондуктора. 

Смотрите полную версию на сайте >>>