22 августа. Лето неумолимо движется к завершению, и впереди — начало нового учебного года. Для многих родителей и детей август становится временем волнений, спешных сборов и вопросов "успеем ли всё подготовить?". Но можно ли сделать так, чтобы 1 сентября не стало стрессом, а превратилось в точку спокойного и радостного старта?
Об этом ИА OmskMedia поговорило с омским психологом широкого профиля Дарьей Узольниковой, которая поделилась своим взглядом на подготовку к школе, семейные взаимоотношения и эмоциональное здоровье родителей и детей в этот непростой период.
Дарья Узольникова. Фото: Фото предоставлено из личного архива
— Почему сборы в школу часто становятся стрессом для родителей и детей?
— Сборы в школу — значимый этап, где сталкивается два поколения со своими взглядами, ребенок знакомится с ответственностью, родитель тревожится за то, чтобы предусмотреть все необходимое и практичное, а ребенку хочется красивое. Ну и конечно весомые траты для родителей не добавляют радости.
— Как заранее настроить ребёнка на учебный год, чтобы 1 сентября не стало "днём Х"?
— Лучше всего заранее рассказывать ребенку о школе, о своем личном опыте (положительном, но без розовых очков), о важности этого этапа с точки зрения социального и интеллектуального опыта, вспомнить про друзей ребенка из школы, деталях и процессах, которые он там любит или которые кажутся вам приятными.
Не рассказывайте о негативных ситуациях из своего опыта с подачи "вот у меня вообще как было, не то что у тебя, сейчас все лучше", избегайте сравнений. Например, можно вспомнить как Вы сами, будучи школьником, бегали на перемене, дружили с соседом по парте, готовили стенгазету и какие эмоции Вам это принесло.
Тематическое фото. Фото: ИА OmskMedia
— С какими тревогами и переживаниями чаще всего приходят родители в августе?
— В основном приходят с запросом "мой ребенок быстро повзрослел", когда речь идет о поступлении в первый класс. Также зачастую приходят мамы с гиперответственностью, которые боятся не предусмотреть что-то. Есть категория родителей, которые спрашивают, как не обделить младшего ребенка во внимании.
— Как родителям самим сохранять спокойствие, если они чувствуют усталость и раздражение?
— Нужно понимать, что саморегуляция — это обширный и длительный процесс, которому нужно обучаться. Для начала Вы можете начать замечать раздражение на начальном этапе, не доходя до вспышек злости. Когда это получится, начните дышать именно в этот момент, а после возможна уже смена поведенческих реакций — сначала искусственно переключайте внимание.
В данном процессе важна осознанность — нахождение в моменте, его следует практиковать постоянно через вопросы: "Что я хочу?", "Что я чувствую?". Таким образом, эмоциональный интеллект будет расти и давать возможность регулировать эмоции всё легче и легче.
— Как избежать конфликтов при выборе школьных принадлежностей и одежды?
— Конфликтов не следует избегать. Это важный этап взаимодействия и развития между людьми, если конфликт прошел адекватно. Просто конфликтовать можно по-разному. Можно накричать на ребенка со словами "я лучше знаю" и вызвать у него чувство подавленности и ощущение "меня не слышат". А можно обсудить в спокойной обстановке, задать вопросы: "Что ты хочешь?", "Почему именно это?". Найти компромисс: "Давай оставим этот цвет, но поищем что-то другое", "Эта юбка хорошая, а рубашку может померим еще?".
Важно помнить, что ребенок — это тоже личность, и если Вы уважаете его выбор и вкусы уже сейчас — он сам также будет относиться к себе в будущем".
— Стоит ли учитывать все желания ребёнка при покупке формы и канцелярии?
— Как я уже ответила, можно идти на компромиссы. Чего я точно не рекомендую — это давить авторитетом в духе "потому что я так сказал". Дайте свободу выбора в предметах, в которых нет четкого формата: пенал, рюкзак, карандаши, альбом для рисования, обложка дневника и прочее. Старайтесь объяснять, а не подавлять".
Тематическое фото. Фото: ИА OmskMedia
— Как распределить обязанности по подготовке к школе между родителями и детьми?
— Ребенку можно дать выбор после покупки сложить форму, перенести канцелярию в пенал, сложить на полку все предметы к школе кроме самого выбора в магазине. Родитель, как взрослая фигура, может отвечать за изначальный список, магазины, в которые поедет семья. Если ребенок чего-то хочет сам — не подавляйте инициативу, не берите ее на себя".
— Что делать, если ребёнок категорически не хочет возвращаться в школу после каникул?
— Это нормальная реакция психики на вынужденную смену обстановки после месяцев отдыха. Побудьте рядом, выслушайте ребенка, станьте неким "контейнером" для его эмоций, пусть поплачет, если хочет. Не обесценивайте и не критикуйте, все его эмоции имеют право быть. Поддержите его, скажите, что это действительно трудно — вернуться в школу и снова учиться каждый день, но жизнь — это процесс, в котором чередуются более трудные и более приятные моменты, в этом ее и смысл. Не всегда мы делаем то, чего на 100% хотим, но зато от этого получаем результат, опыт, который нам поможет в будущем.
— Как помочь первокласснику адаптироваться и не бояться нового окружения?
— Важно обеспечить ребенку максимальную поддержку, не обесценивать его переживания, не через дежурные вопросы "как дела?", а уточнять о состоянии, как проходит адаптация, как складывается общение с одноклассниками, подружился/лась ли он/она с кем-то, комфортная ли обстановка в классе. Через установление доверительного контакта между родителем и ребенком, второй сам охотно будет рассказывать о школьной жизни, не боясь осуждения и обесценивания. Изначально страх нового будет присутствовать и у ребенка, и у родителя, и это признак психологического здоровья, с этим ничего не нужно делать. Можно лишь объяснить, что новое всегда может вызывать легкую тревогу, так как это этап взросления и новых задач.
Тематическое фото. Фото: ИА OmskMedia
— Есть ли приёмы, которые помогут школьнику быстрее влиться в учебный ритм?
— Да, дети, которые до школы занимались в подготовительных учреждениях с "урочной" системой показывают наиболее быструю адаптацию к школьной системе с большой вероятностью, так как им уже знакома данная обстановка. Из базовых приемов — это, прежде всего, выстроенный заранее режим сна и питания (минимизирует тревогу регулирует выброс кортизола — гормона стресса), делить домашние задания на маленькие части и устраивать перерывы на отдых. Также можно придумать свои ритуалы (песня, совместные сборы, приготовление завтрака, пожелание удачи), чтобы в жизни школьника было больше предсказуемости. Разрешать говорить ребенку: "я устал", "я не хочу" и не сравнивать с другими детьми.
Я бы еще советовала оставить минимум кружков, достаточно будет одного по интересам, не перегружать детскую психику. Кроме того, через ролевые игры можно проигрывать сценарии в школе, например: родитель — учитель, а ребенок у доски отвечает. Важно понимать, что полная адаптация у детей занимает до полугода. О практических советах
— Можно ли превратить поход за школьными покупками в радостное событие для всей семьи?
— Конечно. Такой процесс можно провести в игровой форме, например, в виде квеста. Можно заранее нарисовать условную карту, на ней трофеи, которые вы вместе будете искать и ставить галочки после каждой находки. Или можно придумать мини-призы и приз побольше в конце пройденного квеста. Такой формат завлечет ребенка и снизит тревогу.
— Как составить список покупок так, чтобы не перегрузить ребёнка лишними вещами и избежать лишних трат?
— Как правило, у многих есть знакомые, чьи дети уже учатся в школе, можно спросить у них, какие вещи действительно пригодились в первый год обучения, а какие были бесполезными. Также часто на собрании родителей летом выдают примерный список принадлежностей.
— Насколько важно начать сборы заранее, а не оставлять всё на последние дни?
Смотрите по своему желанию, другой нагрузке, темпераменту. Все люди и семьи разные, главное, чтобы вам было комфортно. Большинство предметов сейчас можно заказать на маркетплейсах, к примеру. Выбирайте тот формат и время, которые будут комфортны конкретно для вас.
— Как правильно организовать первые недели учебного года, чтобы избежать переутомления у ребёнка?
— Я бы рекомендовала немного снизить его нагрузку за пределами школы и домашних заданий. Вам может показаться, что их и так по минимуму, но для детской психики — это серьезный стресс, поэтому максимальная поддержка, помощь и временное снижение остальных требований помогут ребенку быстрее включиться в новые процессы и не переутомиться.
Также поведение мамы и папы напрямую влияют на поведение ребенка. Если родители спокойны и никуда не спешат, ребенок перенимает эту модель поведения и двигается соразмерно своим возможностям. Не просите "быть лучшим" и делать "все правильно", это в будущем скажется не в лучшую для школьника сторону.
— Есть ли "семейные ритуалы" или традиции, которые помогают воспринимать 1 сентября позитивно?
— Традиции и ритуалы — лучшее, что можно придумать для спокойствия внутри семьи, так как они дают предсказуемость, ощущение радости и сплоченности. Например, многие семьи отмечают 1 сентября в кафе после линейки, идут гулять в парк, поздравляют ребенка. Чем больше хороших, радостных традиций, тем сильнее позитивное подкрепление у ребенка о том, что 1 сентября — это не начало каторги, а новый важный этап жизни.
Тематическое фото. Фото: ИА OmskMedia
ИА OmskMedia делает вывод, что подготовка к школе — это не только покупка формы и канцелярии, но и важный этап эмоциональной и психологической настройки всей семьи. Психолог из Омска Дарья Узольникова подчеркивает, что спокойствие и поддержка родителей становятся главным ресурсом для ребёнка в этот период. Если взрослые сохраняют уверенность и уважительно относятся к выбору ребёнка, то и школьная жизнь воспринимается не как тяжёлая обязанность, а как естественный и важный этап взросления.