31 июля. Когда мы говорим "у него ни кола, ни двора", мы обычно имеем в виду человека, потерпевшего полный крах — без жилья, без средств к существованию, без семьи. Современное понимание этой поговорки вызывает сочувствие: бездомный, нищий, одинокий человек. Но что мы на самом деле произносим, едва ли представляя себе первоначальный смысл этих слов.
Слово "кол" в нашей поговорке — не просто заострённый шест и не школьная оценка. В древности "кол" был мерой земли. Представьте себе: при разделе пахотных угодий или земель под сено участки обозначались именно таким образом. Как писали в XV веке: "Вкруг его земли мера четыренатцать ужищ да сорок колов, а в ужище по тритцати колов". Здесь "ужище" — верёвка, мера площади, а кол — полоса земли шириной от одной до двух саженей, пишет канал "Беречь речь" на платформе Дзен (12+).
Эта мера зависела от числа "надельных душ" — то есть людей, которые могли обрабатывать участок. Один человек — один кол, два человека — два кола. Таким образом, "ни кола" означало отсутствие даже минимальной доли земли, необходимой для существования.
Сегодня мы упростили выражение до двух слов. Но в дореволюционных словарях можно найти куда более мрачные продолжения:
По Михельсону: "Ни кола, ни двора, ни перегородки, ни куриного пера". А у Даля встречаются версии, от которых бросает в дрожь:
"Ни кола, ни вола, ни села, ни двора, ни мила живота, ни образа помолиться, ни хлеба, чем подавиться, ни ножа, чем зарезаться".
Это уже не просто бедность — это полное отчаяние, край нужды, когда человек лишен не только имущества, но и элементарных человеческих благ: ни животного для работы, ни места для молитвы, ни даже куска хлеба.
Интересно, что само слово "двор" в этом выражении тоже не случайно. Это не просто дом, а хозяйственная единица — место, где человек может жить, работать, содержать скот, иметь хоть какую-то опору в жизни.
А "кол" мог быть связан с ограждением участка — заострёнными шестами, обозначавшими границы владения. Таким образом, человек без "кола и двора" — это тот, у кого нет ни земли, ни дома, ни границ своей жизни.
Сегодня, произнося "ни кола, ни двора", мы скорее сочувствуем человеку, оказавшемуся в трудной жизненной ситуации. Но в старину это выражение звучало как приговор — полное отсутствие средств к существованию, отчуждение от всего, что делает человека частью общества.
Возможно, именно поэтому эта поговорка до сих пор вызывает у нас особое сочувствие. В глубине души мы ощущаем ту первобытную трагедию — потерю не просто имущества, а самого смысла существования.