13 сентября. Выученная беспомощность — это психологический феномен, когда человек перестаёт пытаться изменить негативную ситуацию, даже если имеет для этого возможность. Впервые термин был введён в 1967 году американскими психологами Мартином Селигманом и Стивеном Майером. Их исследования на животных показали, что после многократных неудачных попыток избежать неприятных ситуаций, существа переставали пытаться даже тогда, когда выход был доступен. Позже эту концепцию стали применять и к людям, особенно к детям, чьё восприятие мира находится на стадии формирования. Давайте разберемся в этой проблеме вместе с ИА OmskMedia.
Как развивается выученная беспомощность у детей?
Детство — важнейший период в жизни, когда формируются убеждения и привычки, которые могут остаться с человеком на всю жизнь. Когда ребёнок сталкивается с ситуациями, где его усилия не приводят к успеху или улучшению ситуации, он может развить чувство беспомощности. Это может произойти как в семье, так и в школе, или же в социуме в целом.
Один из ключевых факторов развития выученной беспомощности — постоянная критика и игнорирование успехов ребёнка. Например, если родители или учителя постоянно подчёркивают неудачи, а не успехи, у ребёнка может возникнуть ощущение, что от его усилий ничего не зависит. Это становится основой для восприятия себя как "неудачника", что в будущем будет тормозить развитие и стремление к достижениям.
Возьмём ситуацию в школе: ученик неоднократно пытается решить задачу, но получает отрицательные отметки. Учитель, вместо того чтобы помочь, только акцентирует внимание на ошибках. В итоге ученик перестаёт верить в свои силы, даже если на следующий раз задачи станут проще. Этот подход формирует внутреннее убеждение: "Независимо от того, что я делаю, я не могу справиться".
Подобный эффект можно увидеть и в семье. Если ребёнок, пытаясь помочь родителям или самостоятельно выполнить задание, сталкивается с постоянным недовольством со стороны взрослых, он может полностью отказаться от попыток что-либо изменить в будущем. Это формирует пассивное восприятие реальности: человек перестаёт бороться за себя, поскольку "всё равно ничего не изменится".
Выученная беспомощность, развившаяся в детстве, может оказывать влияние на взрослую жизнь человека. Люди, привыкшие к тому, что их усилия не приносят результата, могут избегать любых вызовов и новшеств. Это становится серьёзным барьером на пути к развитию карьеры, построению личных отношений и достижению целей.
Особенно опасно, когда этот феномен становится массовым среди детей. В школах, где господствует подход "принуждения к учёбе", вместо поощрения любопытства и самостоятельности, может вырасти поколение, лишённое мотивации к саморазвитию. Такие дети будут испытывать трудности с решением проблем в будущем, считая, что от них ничего не зависит.
Как преодолеть феномен?
Для борьбы с выученной беспомощностью важно создавать условия, в которых ребёнок будет ощущать, что его усилия важны и могут приносить результаты. Вот несколько ключевых моментов:
Выученная беспомощность — это проблема, которую можно предотвратить, если вовремя создать для ребёнка благоприятную среду, где его усилия будут иметь значение. Поддержка, мотивация и создание условий для самостоятельного принятия решений помогут детям вырасти уверенными в своих силах людьми, готовыми к вызовам будущего.
Общество, поддерживающее активное участие каждого его члена, способно вырастить новое поколение, которое не боится трудностей и стремится к постоянному самосовершенствованию.