13 сентября. Что такое талант? Этот вопрос всегда вызывает множество гипотез и рассуждений. Когда речь заходит о людях, обладающих ярко выраженными способностями, часто говорят, что талант — это что-то врождённое, особое. Жизнь и творчество омского скульптора Александра Капралова — яркий пример того, как врождённые способности могут превратиться в великие достижения, если за ними стоит трудолюбие, целеустремлённость и уникальное видение мира, рассказывает ИА OmskMedia.
Александр Капралов родился 12 июля 1959 года в посёлке Москаленки Омской области. С самого детства он проявлял незаурядные способности в искусстве. Мальчик рано начал рисовать, и это увлечение, к счастью, поддержали его родители. Хотя они могли направить его энергию на более "практичные" дела, Саша, благодаря своему таланту и упорству, пошел по творческому пути. Важную роль в его развитии сыграл художник-любитель Евгений Яковлевич Муратов, который неожиданно появился в жизни юного Капралова, познакомил его с омскими мастерами искусства, а затем так же неожиданно исчез, оставив яркий след в судьбе будущего скульптора.
Несмотря на природную одарённость, Александр профессионально занялся искусством довольно поздно. В 1983 году он поступил на художественно-графический факультет Омского государственного педагогического института имени Горького, где учился до 1989 года. В это же время он стал членом Омской организации Союза художников России. В университете Капралов оказался среди выдающихся педагогов и художников, таких как А.Н. Либеров, М.И. Слободин, Г.А. Штабнов и Л.П. Елфимов. Они оказали огромное влияние на его становление как скульптора, но Александр всегда шёл своим путем, формируя свой уникальный стиль.
Мастерская А.Капралова. Панфилова Валерия, ИА OmskMedia
С первых шагов в творчестве Капралов показал свою уникальность. Он выделялся среди студентов не только своими техническими навыками, но и особенным видением мира. Мастерски владея рисунком, Александр умело переводил эскизы в материал — будь то камень, дерево или металл. Однако его наибольший успех пришёл благодаря работам из сварного металла, где он создал свой узнаваемый стиль.
Одной из ключевых тем в творчестве Капралова стала идея движения, которую он исследует и воплощает через скульптуру. Ещё в молодости он ощутил внутреннюю потребность передать через искусство динамику жизни, её постоянное развитие и изменения. В отличие от традиционного подхода, где скульптура представляет собой статичный объект, Александр всегда стремился "оживить" свои работы. Он передает движение с помощью различных пластических решений — вертикали, горизонтали, диагоналей, равновесия и конфликта форм. Для Капралова движение — это не просто физический процесс, но метафора жизни, её сложных и противоречивых свойств.
Мастерская А.Капралова. Панфилова Валерия, ИА OmskMedia
Одной из первых значимых работ Капралова стала гипсовая фигура Достоевского, созданная ещё в студенческие годы. Эта работа не только привлекла внимание, но и предопределила профессиональные поиски мастера на многие годы вперёд.
"Крест Несущий" Ф.М. Достоевский, гипс. Каталог с работами А.Н. Капралова
Его скульптуры всегда несут в себе глубокий философский подтекст, соединяя человеческое и творческое начало в единое целое. В каждой работе Александра чувствуется стремление к постижению духа человеческого через движение, которое он искусно передаёт с помощью пластических средств.
Капралов никогда не боялся экспериментировать. Вдохновлённый мировыми тенденциями и стилями, он интегрировал в своё творчество элементы различных культур. Однако, несмотря на это, он всегда оставался верен своему стилю, продолжая искать новые формы и способы выражения через скульптуру.
Сегодня Александр Капралов — один из самых известных и уважаемых скульпторов не только родного для него Омска, но других городов России. Его работы можно увидеть не только в выставочных залах, но и в городском пространстве. Скульптуры Капралова украшают Омск и другие крупные города, становясь частью их культурного облика. Среди его знаковых произведений — "Весы бытия" (1999), "Дон Кихот" (2000) и "Крест несущий" (2000), которые неизменно привлекают внимание публики.
Эти работы органично вписываются в архитектурную среду и становятся точками притяжения для горожан и туристов. Произведения Капралова — это не просто скульптуры, это диалог с пространством, с историей и с будущим. Он способен превратить статичную форму в динамичный объект, который взаимодействует с окружающим миром.
Александр Капралов не только создает произведения искусства, но и передает свой опыт другим поколениям. Яркий пример — его сын, Святослав Капралов, который пошёл по стопам отца и имеет большой успех в искусстве. Святослав пишет невероятные картины, выставляет свои работы на выставках, участвует во многих конкурсах, пленэрах, тем самым продолжая развивать семейную традицию. Святослав старается впитать в себя все те знания и навыки, которые получил от отца, и в то же время ищет собственный путь в искусстве.
Талант Александра Капралова — это яркий пример того, как глубокое внутреннее стремление к творчеству может превратиться в великое искусство. Его работы — это не только результат упорного труда, но и выражение философии жизни через движение, которое он передает с помощью пластики. Александр Капралов остаётся одним из самых значимых и уважаемых художников и скульпторов Омска, чьё творчество продолжает вдохновлять и восхищать зрителей.