Человек рождается, не имея в голове сформированных убеждений и представлений о мире. Это своеобразная чистая доска — "tabula rasa", на которой с годами мы создаем собственную картину окружающей действительности. В детстве наш разум открыт всему новому, а суждения о себе и мире начинают формироваться под влиянием опыта и взаимодействий с окружающими, рассуждает Швецова Анастасия Андреевна на сайте b17.ru (18+).
На протяжении жизни мы неизбежно задаемся вопросами: "Кто я?", "Какие люди вокруг меня?", "Каков мир?" Ответы на эти вопросы формируются во многом на основе того, что нам прививают родители. От того, за что они нас хвалят и что подчеркивают в нас, зависит, какие качества станут частью нашего "Я".
Например, если ребенку постоянно говорят: "Ты такая молодец, спокойная, сама собой занимаешься", это качество становится значимым. Оно закрепляется как то, за что можно получать одобрение и любовь. В другой ситуации родитель может гордиться смелостью и активностью ребенка: "Ты такая смелая, идешь вперед, всегда вызываешься!" — и это качество также становится важным.
Но если похвала закладывает основу для формирования позитивного образа, то критика может привести к появлению внутренних запретов. Одни родители могут ругать ребенка за агрессивное поведение, требуя больше сдержанности и спокойствия: "Нельзя быть таким драчливым, нужно быть умнее и спокойнее". Другие же будут наказывать за излишнюю мягкость: "Ты слишком слабый, нужно быть сильнее и смелее". И здесь формируется разница в том, как мы воспринимаем одни и те же качества в зависимости от контекста воспитания.
Таким образом, с ранних лет мы получаем своего рода "инструкцию", как вести себя, чтобы заслужить любовь и одобрение родителей. Основная потребность каждого ребенка — быть любимым. Ради этой любви мы подстраиваем свои действия под ожидания родителей, а позже и окружающего общества.
Однако, во взрослой жизни эти детские установки могут перестать работать. Например, если в детстве нас учили быть спокойными и послушными, то в зрелости, где требуются активность и здоровая агрессия, мы можем столкнуться с внутренними конфликтами. Старые правила поведения больше не помогают достигать целей, но мы продолжаем двигаться по прежнему сценарию.
Именно на этом этапе важно пересмотреть свои установки. Это не означает, что нужно полностью отвергнуть опыт, который был передан родителями. Скорее, необходимо осознать, какие установки больше не работают и мешают в развитии. Часто это связано с черно-белым мышлением: "Либо я должна быть лучшей, либо вообще не заниматься этим", "Если я ошибаюсь, значит, это не моё". Эти установки могут служить тормозом на пути к личностному росту.
Попробуйте задуматься: за что вас хвалили, а за что ругали в детстве? Возможно, в этом кроется причина, почему сейчас возникают трудности в достижении целей. Например, если вы хотите вести блог, но ощущаете, что не должны "высовываться", это может быть внутренним барьером, связанным с детскими установками.
Чтобы преодолеть этот барьер, необходимо прокачать противоположное качество — умение проявлять себя, говорить свое мнение, даже если это вызывает недовольство у других. Мир не чёрно-белый, и гибкость мышления позволяет нам адаптироваться к изменяющимся условиям жизни.
То, что работало в детстве, в зрелом возрасте может быть неактуальным. Пересмотр своих убеждений, принятие подавленных качеств и объединение разрозненных частей личности помогут создать цельную и свободную личность, способную выбирать и действовать, исходя из реальных обстоятельств.