Школьники взялись за головы: обнародован график каникул на 2024-25 учебный год
19:30
Ваши извилины на последнем издыхании, если не покажете результат 7/7 - ТЕСТ
18:30
Долгожданная дорожная "новинка" на популярным перекрестке в Омске
13:44
Приготовить сырники и починить машину — какие задачи решают омичи с помощью видео
13:22
Прокуроры Омска бьют по больнице за экологические нарушения: штраф за медицинские отходы
13:03
Стала известна цена билетов на электропоезд "Финист" от Омска до Екатеринбурга
12:05
Омская область расширяет международное сотрудничество с Кыргызстаном и ШОС
11:57
Двухквартирный дом сгорел из-за электроприбора в Омской области
11:05
Новые правила целевого обучения: омские вузы приняли более 800 студентов
10:36
Омская кондитерская "Сладонеж" запускает двухэтажный цех
10:35
Завершается подготовка к зимнему периоду в Омске - отопление у всех
09:04
За рамки обычных пособий: вот что еще могут получить семьи России - не все знают
18 сентября, 19:30
Вы интеллектуальный титан, если осилите эти 8 вопросов - ТЕСТ
18 сентября, 18:30
Парк 30-летия Победы в Омске ждет масштабное благоустройство за 250 млн рублей
18 сентября, 17:18
Места всем хватит: новая большая парковка появится в крупном районе Омска
18 сентября, 17:16
Омская область расширяет международное сотрудничество с Кыргызстаном и ШОС 11:57
IV Форум глав регионов стран ШОС стартовал в Омске 18 сентября, 10:06
Дмитрий Шалюк назначен новым прокурором Колосовского района Омской области 17 сентября, 14:50
Кадровые перестановки в департаменте архитектуры и градостроительства Омска 17 сентября, 10:20
Крупная отставка в омской мэрии: Дмитрий Зярко уходит на новый пост в Томске 12 сентября, 12:07
Динамика онлайн-торговли в России: Артем Кумпель – о трендах и перспективах 8 сентября, 13:20
Сергей Шишкарёв: На внешних рынках российские компании должны действовать вместе 7 сентября, 06:30
В Омске открывается новый большой ТЦ 6 сентября, 13:20
Омский аграрный центр приобретает бункер для корнеплодов за 4,2 миллиона рублей 5 сентября, 11:07
Открытие Центра народной дипломатии ШОС в Омске 2 сентября, 17:00
Цены на бензин в Омской области взлетели 2 сентября, 08:39
Кадровые перестановки: в УФСИН по Омской области новый начальник 2 сентября, 07:53
В Омске продают нефтеперерабатывающий завод: цена упала в 3,5 раза 30 августа, 15:28
Александр Ряполов переизбран главой Москаленского района Омской области 30 августа, 15:09
Омский завод "ВНИМИ-Сибирь" продолжит работу после вмешательства министра 30 августа, 06:33

Почему дети сдаются на старте: секреты феномена, который разрушает веру в себя

Вот что мешает детям развиваться
Тематическое фото pixabay.com
Тематическое фото
Фото: https://pixabay.com

Выученная беспомощность — это психологический феномен, когда человек перестаёт пытаться изменить негативную ситуацию, даже если имеет для этого возможность. Впервые термин был введён в 1967 году американскими психологами Мартином Селигманом и Стивеном Майером. Их исследования на животных показали, что после многократных неудачных попыток избежать неприятных ситуаций, существа переставали пытаться даже тогда, когда выход был доступен. Позже эту концепцию стали применять и к людям, особенно к детям, чьё восприятие мира находится на стадии формирования. Давайте разберемся в этой проблеме вместе с ИА OmskMedia. 

Как развивается выученная беспомощность у детей?
Детство — важнейший период в жизни, когда формируются убеждения и привычки, которые могут остаться с человеком на всю жизнь. Когда ребёнок сталкивается с ситуациями, где его усилия не приводят к успеху или улучшению ситуации, он может развить чувство беспомощности. Это может произойти как в семье, так и в школе, или же в социуме в целом.

Один из ключевых факторов развития выученной беспомощности — постоянная критика и игнорирование успехов ребёнка. Например, если родители или учителя постоянно подчёркивают неудачи, а не успехи, у ребёнка может возникнуть ощущение, что от его усилий ничего не зависит. Это становится основой для восприятия себя как "неудачника", что в будущем будет тормозить развитие и стремление к достижениям.

Возьмём ситуацию в школе: ученик неоднократно пытается решить задачу, но получает отрицательные отметки. Учитель, вместо того чтобы помочь, только акцентирует внимание на ошибках. В итоге ученик перестаёт верить в свои силы, даже если на следующий раз задачи станут проще. Этот подход формирует внутреннее убеждение: "Независимо от того, что я делаю, я не могу справиться".

Подобный эффект можно увидеть и в семье. Если ребёнок, пытаясь помочь родителям или самостоятельно выполнить задание, сталкивается с постоянным недовольством со стороны взрослых, он может полностью отказаться от попыток что-либо изменить в будущем. Это формирует пассивное восприятие реальности: человек перестаёт бороться за себя, поскольку "всё равно ничего не изменится".

Как общество формирует поколение, не готовое к вызовам

Выученная беспомощность, развившаяся в детстве, может оказывать влияние на взрослую жизнь человека. Люди, привыкшие к тому, что их усилия не приносят результата, могут избегать любых вызовов и новшеств. Это становится серьёзным барьером на пути к развитию карьеры, построению личных отношений и достижению целей.

Особенно опасно, когда этот феномен становится массовым среди детей. В школах, где господствует подход "принуждения к учёбе", вместо поощрения любопытства и самостоятельности, может вырасти поколение, лишённое мотивации к саморазвитию. Такие дети будут испытывать трудности с решением проблем в будущем, считая, что от них ничего не зависит.

Как преодолеть феномен?
Для борьбы с выученной беспомощностью важно создавать условия, в которых ребёнок будет ощущать, что его усилия важны и могут приносить результаты. Вот несколько ключевых моментов:

  • Поддержка со стороны взрослых. Родители и учителя должны не только исправлять ошибки ребёнка, но и подчеркивать его достижения, даже если они незначительны.
  • Фокус на процессе, а не на результате. Важно обучать детей тому, что ошибки — это часть пути к успеху. Подчёркивая значение усилий, а не только конечного результата, можно повысить их уверенность в себе.
  • Создание возможностей для самостоятельного решения проблем. Ребёнок должен иметь возможность пробовать, ошибаться и учиться на своих ошибках. Это поможет ему развить чувство контроля над ситуацией.
  • Позитивная обратная связь. Ребёнок должен видеть и чувствовать, что его старания приносят плоды. Даже если результат не идеален, важно показывать, что шаги к успеху делаются.

Выученная беспомощность — это проблема, которую можно предотвратить, если вовремя создать для ребёнка благоприятную среду, где его усилия будут иметь значение. Поддержка, мотивация и создание условий для самостоятельного принятия решений помогут детям вырасти уверенными в своих силах людьми, готовыми к вызовам будущего.

Общество, поддерживающее активное участие каждого его члена, способно вырастить новое поколение, которое не боится трудностей и стремится к постоянному самосовершенствованию.