С 1 сентября 2024 года в России вступают в силу новые лицензионные требования, направленные на ужесточение контроля за деятельностью управляющих компаний (УК), занимающихся управлением многоквартирными домами. Как сообщает сетевое издание РИА Новости (18+) изменения касаются нескольких ключевых аспектов и призваны повысить ответственность учредителей и руководителей УК, а также усилить защиту прав собственников жилья.
Новые требования к учредителям УК
Одним из основных нововведений является включение в реестр дисквалифицированных лиц информации об учредителях управляющих компаний, чья лицензия была аннулирована. Это решение направлено на предотвращение повторного участия в управлении многоквартирными домами тех, кто уже доказал свою неспособность или нежелание вести такую деятельность в соответствии с законодательством.
Теперь учредители УК, стремящиеся получить лицензию, должны соответствовать ряду строгих критериев. В частности, они не должны иметь неснятой или непогашенной судимости за экономические преступления. Это требование направлено на снижение риска мошенничества и финансовых злоупотреблений в сфере управления многоквартирными домами, что, в конечном счете, должно повысить доверие жильцов к управляющим компаниям.
Ужесточение условий для получения и продления лицензии
Кроме требований к учредителям, новые правила предусматривают ужесточение условий для получения и продления лицензий управляющих компаний. Теперь, чтобы продлить лицензию или получить новую, компания не должна привлекаться к административной ответственности за грубые нарушения лицензионных требований в течение трех лет, предшествующих подаче соответствующего заявления.
Эта мера направлена на обеспечение высокого уровня ответственности управляющих компаний перед жильцами. Под грубыми нарушениями понимаются такие действия или бездействие, которые могут привести к существенному ухудшению условий проживания, например, нарушение порядка обслуживания жилого фонда, неправильное начисление платы за услуги и другие серьёзные проступки.
Новые правила для компаний, связанных с банкротством
Ещё одно важное нововведение касается организаций, которые ранее управляли многоквартирными домами и стали банкротами. В течение трёх лет перед подачей заявления на получение или продление лицензии в Едином федеральном реестре сведений о банкротстве не должно быть информации о банкротстве организации, которая управляла многоквартирными домами, должностными лицами или учредителями которой являлись должностные лица или учредители соискателя лицензии.
Эти изменения нацелены на предотвращение ситуаций, когда лица, причастные к банкротству одной компании, создают новую структуру и продолжают деятельность, избегая ответственности за предыдущие неудачи. Введение данного требования должно повысить стабильность и надёжность рынка управления многоквартирными домами.
Ожидаемые последствия
Ужесточение лицензионных требований, вступающее в силу с 1 сентября, отражает стремление государства к более строгому контролю над деятельностью управляющих компаний и защиту интересов жильцов. Внедрение этих мер, по мнению экспертов, должно привести к улучшению качества управления многоквартирными домами, снижению числа недобросовестных компаний и повышению общей прозрачности в этой сфере.
С другой стороны, новые правила могут привести к сокращению числа управляющих компаний, так как не все организации смогут соответствовать повышенным требованиям. В то же время это открывает возможности для тех компаний, которые ведут свою деятельность в строгом соответствии с законодательством и готовы к новым вызовам.
Жильцам многоквартирных домов важно быть в курсе этих изменений, чтобы понимать, как они могут повлиять на выбор управляющей компании и на условия их проживания. В случае возникновения вопросов или конфликтных ситуаций рекомендуется обращаться к органам государственного жилищного надзора, которые теперь будут иметь более широкий инструментарий для контроля за деятельностью УК.